Распечатать Страница

Логопедическое сопровождение

Полноценное речевое развитие играет огромную роль в жизни ребёнка. Правильное произношение звуков речи, умение грамотно, связно, красиво выражать свои мысли - всё это влияет на успешное развитие личности ребёнка, его самооценку, успехи в общении и взаимоотношениях с окружающими.

Кроме того, от уровня речевого развития зависит успешность овладения ребёнком навыками письма и чтения. Дети с отклонениями в развитии речи составляют группу риска по школьной неуспеваемости, особенно по русскому языку и предметам гуманитарного цикла.

Логопед частной школы «Личность», Лисицина Наталья Владимировна, считает одной из основных проблем современных детей недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции (произношении) звуков и их тонкой дифференциации на слух.

К пяти годам ребёнок должен овладеть произношением практически всех звуков родной речи. Чаще всего проблемы детей связаны с свистящими звуками ([с], [з] и их мягкие варианты), шипящими ([ш], [ж], [щ]), аффрикатами ([ц],[ч]) и сонорами ([р], [л] и их мягкие пары).

Своевременная диагностика и коррекция нарушений речи позволяет не только полностью устранить речевые дефекты и их дальнейшие негативные последствия, но и сформировать в дошкольном возрасте устно-речевую базу для успешного овладения элементами письма и чтения.

В основном логопед проводит коррекционную работу в форме индивидуальных занятий. В некоторых случаях более результативными являются занятия с группой детей (2-3 человека), имеющих схожие речевые проблемы.

В зависимости от возраста ребёнка и имеющихся у него нарушений речи логопедические занятия могут включать в себя следующие направления:

  • работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения;
  • отработка артикуляционно-фонетической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • постановка звуков, последовательное введение звуков в речь;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения;
  • совершенствование грамматического строя речи и улучшение качества письма и чтения.

В целях профилактики возможных нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста, а также для закрепления достигнутых результатов логопедической работы логопед нашей школы рекомендует родителям выполнять с ребёнком несложные домашние задания.