Распечатать Страница

Воспитательная система

Особенности организации воспитания и социализации наших учеников.

Формы и методы воспитания и социализации учащихся школы "Личность": Ученический совет и самоуправление, Индивидуальные образовательные программы учащихся, тематические и ситуационные классные часы, традиции школы, система музейно-экскурсионной работы, система дополнительного образования, СМИ: школьная газета, радио Школа FM, телевидение LTV. Все вышеперечисленные формы взаимодействия в образовательном пространстве системно перекрывают все направления воспитания и социализации и работают на результат.

Отличительной особенностью организации воспитательной работы в нашей школе является позиция классного воспитателя, которая включает в себя характерные функции менеджера и тьютора. Классным воспитателем осуществляется целенаправленная деятельность согласно плану работы и поставленным задачам на уровне проектирования образовательного процесса в классе. Классный воспитатель проводит консилиумы (3 раза в год: установочный, промежуточный и итоговый), с целью координации деятельности педагогов, работающих в классе, согласно поставленным задачам. Возможно проведение малого консилиума по инициативе классного воспитателя.

Еженедельно проводятся совещания классных воспитателей по текущим делам, обсуждаются трудности и успехи, планируется и корректируется дальнейшая деятельность. Классные воспитатели постоянно взаимодействуют и корректируют работу учителей, психолога, медицинского работника, педагогов дополнительного образования в группе. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Классные воспитатели организуют работу по диагностике учащихся для составления Индивидуальных образовательных программ, по составлению ИОП и индивидуальных расписаний, по организации самоподготовки учеников во второй половине дня. В течение года классные воспитатели проводят тематические и ситуационные классные часы, организуют экскурсии и посещения театров, подготовку мероприятий и т. п. В воспитательный процесс включён проект, как форма воспитания и социализации, а также способ реализации определённых целей на каждый класс.

Классные воспитатели систематически занимаются методической работой, самообразованием, организуют и проводят семинары в рамках Педагогических советов. На основе анализа достигнутых результатов администрация школы проводит собеседования с классными воспитателями по выполнению и реализации поставленных целей и задач на год и по триместрам.

Взаимодействие классных воспитателей с родителями носит системный характер. Четыре раза в год проводятся общие родительские собрания, постоянно идёт индивидуальное консультирование. Классные воспитатели знакомят родителей с результатами индивидуальной диагностики детей всех служб школы и педагогов. Два раза в год составляются письма родителям, которые дают возможность родителям ознакомиться с диагностикой ребёнка, увидеть динамику. В школе существует система электронных дневников, что создаёт возможность родителям быть всегда в курсе дел своих детей, оперативно реагировать на все новости.

Особенности организации содержания, воспитания и социализации детей проявляются также в школьном укладе и традициях.

Решение задач духовно - нравственного развития и воспитания личности каждого ребёнка.

Стратегической целью духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации учащихся педагогический коллектив считает приоритетными следующие направления:

  • Приобщение учащихся к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры.
  • Овладение учащимися универсальными способами принятия решений в различных социальных ситуациях на данном возрастном этапе развития личности.
  • Уменьшения в среде учащихся вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

Все эти направления являются базовыми для достижения более конкретных задач. Все задачи классифицируются в соответствии с заданными Концепцией областями культуры современного идеала личности гражданина России: личностная культура, семейная культура, социальная культура, политическая культура. Данные области задач могут в свою очередь классифицироваться на подгруппы. Это даёт основание выстраивать дерево целей, корректировать деятельность по достижению цели, видеть слабые места в воспитательной системе, прогнозировать работу и проводить мониторинг образовательной среды.

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально – нравственному поведению;
  • формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
  • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи в области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Задачи в области формирования политической культуры:

  • формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
  • знание истории Российского государства, понимание принципов и основ современного демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • формирование политической грамотности, отношения к современным мировым политическим процессам.

Задачи воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение учащимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
  • воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Для реализации направлений воспитательной работы в рамках Концепции педагогический коллектив осуществляет:

  • методическое обеспечение воспитательного процесса;
  • выстраивание качественно новых взаимодействий между всеми участниками воспитательного процесса;
  • изменение статуса классных руководителей как младших менеджеров;
  • создание условий для личностного развития каждого ребёнка;
  • самоопределение участников воспитательного процесса в системе образовательной деятельности Центра;
  • создание условий для развития личности и для саморазвития;
  • поддержание и укрепление школьных традиций;
  • социальное проектирование на всех уровнях.

Принципы организации содержания, воспитания и социализации учащихся. Возрастные особенности подросткового возраста.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В воспитании важны идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал соотносится с ценностными ориентациями общества или сообщества. Аксиологический принцип позволяет дифференцировать идеалы, соотнести их с базовыми.

Культурно-исторический принцип. Принцип аксиологический и принцип ориентации на идеал не могут быть реализованы без культурно-исторического характера содержания образования в целом. Культурно – исторический подход предполагает, что онтогенез человека разворачивается в культурном, а также социальном пространстве и в определенном историческом промежутке времени.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диа- (поли) логического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диа- (поли) логическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог (полилог) исходит из признания и безусловного уважения права человека свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. При этом существуют воздействия, как со стороны пространства (среды), так и со стороны индивида, то есть это взаимодействие, предусматривающие построение определенных отношений индивида (групп индивидов и отношений между ними) и среды. Принципиально важным для адекватного педагогического проектирования и моделирования является то, что индивиды (как ученики, так и педагоги) и группы формируют среду взаимодействия, коммуникативную среду, которая будет определять ближайший этап развития ребенка.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач субъекты образовательного процесса обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; культурному наследию мира и России; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; истории, традиций и современной жизни мира, своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания предполагает рефлексивность воспитательного процесса. Рефлексивность образовательного процесса заключается в осознании субъектами своей деятельности. Рефлексивность воспитательного процесса предусматривает постановку целей, способность анализировать полученный результат воспитательной деятельности.

Гуманистический принцип. Гуманистический принцип предполагает, что человек рассматривается как ценность; каждый человек уникален. Жизнь ребенка должна рассматриваться как единый процесс становления человека. Ребенок наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. Поэтому при реализации данного принципа в рамках Личностной модели образования важным становится сохранение и развитие самобытности каждого отдельно взятого человека. Рассматривая человека как целостную систему способную к саморазвитию, принцип заключается в сопровождении процесса развития. Под развитием образовательного процесса понимается создание оптимальных условий для развития каждого ребенка. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.